Рыночные процессы довольно тесно взаимосвязаны, поэтому неудивительно, что экономический механизм работает так же, как и многие физические — циклично, постоянно, то набирая обороты, то наоборот немного замедляясь. Тем не менее экономика и рынок постоянно находятся в движении, причем неважно в позитивном (рост) или в негативном (падение).
Именно с падением экономических показателей часто связывают понятие структурной инфляции, о котором мы сегодня и поговорим.
Что такое структурная инфляция?
Структурная инфляция — это падение стоимости денег, на фоне определенных рыночных потрясений, к которым относят структурные сдвиги в экономике, а также переплетение инфляции спроса и инфляции издержек.
То есть, структурная инфляция — это комплексной понятие, которое охватывает несколько определений, каждое из которых по-своему соответствует своему названию. Так, структурной инфляцию, связанную со структурными сдвигами в экономике, называют так из-за секторов экономики, то есть структур, и их взаимосвязей. А второе определение выводится на основе самой структуры инфляции, которая состоит из инфляции издержек и инфляции спроса. Предлагаем разобрать каждую из перечисленных по-подробнее.
Инфляция структурных изменений
Инфляция при структурных изменениях характеризуется взаимным давлением секторов экономики, которые условно разделяют на промышленный рынок и сферу услуг. Подобное давление возникает из-за тесных взаимосвязей, которые в свою очередь порождают определенные издержки, которые заключаются в разности стоимости товаров и услуг между секторами, перетоку доходов из одного в другой и многим другим.
Выделяют несколько причин подобной инфляции. Первая — разность производительности секторов сферы услуг и промышленного рынка, которую порождает разность затраченных ресурсов и времени на производство конкретного товара или услуги, то в свою очередь приводит к структурной инфляции.
Вторая — заключается в ценах на товары и услуги, а также в возможности их изменения. Так, промышленный сектор характеризуется менее гибкими ценами, ведь в стоимость товара уже заложены деньги, которые нужно выплатить за материал, логистику, оплату труда и так далее. Безусловно со сферой услуг похожая ситуация, но в данном случае подобных издержек, которые уже заложены в цену намного меньше.
Третья причина заключается в изменении оплаты труда, уровень которой пропорционально запросу рынка труда увеличивается, но часто не учитывает экономические показатели той или иной сферы. Так, если рост заработной платы будет совершенно оторван от показателей производства — структурной инфляции не избежать.
Инфляция издержек и инфляция спроса
Для того, чтобы разобраться, что такое инфляция спроса и инфляция издержек, сначала нужно определить, что такое монетарная и немонетарная инфляция.
Первая — напрямую зависит от количества денег, то есть денежной массы, а также её корреляции с реальным спросом, а во втором случае инфляцию порождает изменение показателей рынка и определенных производственных процессов, которые в свою очередь влияют на рост или падение уровня денежной массы или покупательской способности денег.
То есть монетарная инфляция — во многом искусственная и порождается частным или государственным вмешательством в изменение монетарных (денежных) показателей, а немонетарная характеризуется природными колываниями ранка и экономики, связанными с реальными производственными процессами.
Таким образом, в случае, если инфляция — монетарная, то это инфляция спроса, а если немонетарная — то издержек.
Кроме разной природы, инфляцию спроса и издержек отличают друг от друга причины их возникновения. Так, инфляция спроса, как уже говорилось выше, возникает из-за искусственного частного или государственного вмешательства. Это и дополнительный выпуск валюты, который в свою очередь характеризуется снижением покупательской способности денег, и сверхкредитование бизнеса, то есть выдача займов сверх потребности компаний, и милитаризация экономики, а также многое другое.
Инфляцию же издержек порождают объективные рыночные процессы, такие как рост заработных плат, связанный не с объективным состоянием отрасли, а с положением на рынке труда, снижение выпуска товаров на фоне падения производительности труда, расширение сферы услуг и так далее.