Рокфеллер боялся не маленьких доходов, а больших расходов. Но, он человек сильно богатый, ему можно и не такое. Всем же остальным простым смертным, не поднявшимся на вершину списка Форбс, нужно научиться правильно составлять бюджет на месяц. Ведь куда как проще научиться грамотно тратить, что имеешь, вместо того, чтобы искать способы увеличения доходов. Но, мало кто может распределить финансы так, чтобы жить и не тужить.
Самый простой способ навести порядок в личных финансах
Один из самых простых методов – это так называемый «Метод пяти конвертов». Как только вы получили зарплату, поделите ее на четыре части.
Первая и самая большая – это обязательные траты: квартплата, продукты, интернет, телефон и так далее. Это те деньги, которые нельзя практически никак сэкономить. Ориентируйтесь на месяц прошлый и отложите так, чтобы было впритык буквально. Не надо больше класть, чем обычно тратите. Статистика говорит, что эта сумма обычно равна 50% — 60% от всей части заработанного.
Вторая часть – это так называемый резерв. Туда надо положить круглую сумму, так ее сложнее тратить. Сколько это будет – решать только вам. Кто-то говорит, что обычно это 20% от заработной платы, но не стоит ориентироваться на процент. Потратить эти деньги нужно на что-то действительно необходимое, а не на смартфон по скидке. К примеру, поход к врачу из-за внезапно заболевшего зуба, ремонт сломанной бытовой техники и так далее.
Третий наш конвертик назовем «Цель». Отсюда мы берём деньги на необязательные траты, такие как покупка новой куртки, клавиатуры взамен сломанной и прочего, что планировали в будущем. Отсюда можно доложить в первый конверт, если вдруг вам не хватило.
Четвертый конверт – это все, что у вас осталось. Его называем «Накопления» — трогать отсюда денежку запрещено совсем. Эта сумма в идеале должна копиться всю жизнь на безбедную старость. Можете смело докладывать ее в пенсионный фонд или на накопительный счет в банке.
И вот теперь поговорим о пятом конверте – он пустой, ведь вся зарплата уже распределилась. Но, сюда по итогам месяца мы положим то, что сэкономили в первом конверте. Например, не потратили на заказ пиццы из ближайшего кафе или не выпили стаканчик кофе в дорогом Старбаксе, а заварили его из пачки дома или на работе и так далее. В итоге становится чисто психологически проще и легче экономить, когда вы видите, как в пятом конверте сумма потихоньку начинает вырастать.
Нельзя впадать в крайности
Ведущие экономисты многих банков выявили интересную закономерность: люди склонны впадать в крайности. Либо они совершенно не контролируют куда и сколько тратят, либо начинают вести учет каждому потраченному рублю, находясь буквально на грани нервного срыва. Если вы начнете делить свой бюджет на огромное количество статей, то в итоге сами запутаетесь и будете переживать куда отнести утреннюю чашку кофе в кафетерии: то ли в карьерный рост, то ли в ненужные траты. Именно потому простой и понятный «Метод пяти конвертов» наиболее оправдан и рекомендуем для применения. С ним у вас не будет лишних нервозатрат, невнятного количества статей расхода. Конверты могут быть и виртуальные, например, разные карточки, счета в банках. Большинство онлайн банков предлагает подобного рода распределения.