Договор оферты или предложение делового сотрудничества значительно расширяет простор для заключения взаимовыгодных условий. Тем не менее, недостаточно просто выдвинуть заманчивые условия. Чтобы начать полноценную работу, часто требуется верно-составленный договор оферты. Сегодня мы расскажем, как правильно заключать данный документ и где он может использоваться. Итак, приступим.
Терминология
В первую очередь, следует разобраться с используемыми определениями. Ведь именно понимание самой сути оферты позволит вам использовать все многочисленные преимущества данного договора. К слову, правильное написание – именно «оферта», что от латинского обозначает «предложение». Собственно, оферта выдвигается человеку, с которым планируются партнерские отношения. Принципиально, чтобы в документе недвусмысленно отражались намерения стороны, предлагающей бумагу и условия, на которых планируется сотрудничество с получателем оферты. Отметим также, что потенциальный получатель всегда вправе отказаться от подписания бумаги. Всё-таки оферта – это предложение добровольного сотрудничества, но со строгими обязательства в случае принятия документа.
Однако законодательством предусмотрено понятие «не отзываемой оферты». Грубо говоря, если предложение выдвинуто, отменить его не получится. Вы, как заинтересованная сторона, должны будете дождаться встречного ответа и лишь затем принимать дальнейшие решения. Всё это прописано в 435 статье ГК РФ. Согласно последнему, оферта считается действительной, если при её составлении отправитель указывал следующие параметры:
- Номер и дата регистрации бумаги;
- Наименования реквизита отправителя и получателя;
- Тема обращения к получателю;
- Непосредственный текст обращения;
- Отдельно прописанные условия сотрудничества;
- Должность, ФИО, подпись отправителя.
Для удобства допускается отправление сразу двух копий договора. Одна из них подписана отправителем, подтверждена соответствующими печатями, а вторая переходит непосредственно к получателю. Второй участник договора также проставляет подписи, отмечает печати и возвращает оферту вместе с сопроводительным письмом, которое, однако, является опциональным документом.
Понятие публичной и непубличной оферты
Разобравшись с основными определениями, можно переходить в углубленное изучение классификаций термина. Оферта бывает двух видов:
- Публичной, которая заточена на использование широким кругом лиц. К публичной оферте относится, например, наружная реклама компании, где сразу указывается выгода клиента и условия совместной работы;
- Непубличной. Самый явный пример – чек за оказание тех или иных услуг. Предоставляется персонально, без общественной огласки.
Примечательно, что оферта может выражаться не только в письменной и устной форме. Ведь, по сути, демонстрация продукции на витрине также отражает выгоду клиента. А значит, может считаться офертой. При этом крайне важно понимать, что оферта ни к чему не обязывает. Вы, как отправитель документа, не можете требовать ответа, ведь это – всего лишь предложение. Точно также и получатель в принципе может не рассматривать бумагу. В этом заключается принципиальная разница между уже заключенным договором и офертой.
Что такое акцепт?
Знатоки английского уже догадались, что слово исходит от английского глагола «to accept», что значит «принять». Смысл тот же. Акцепт – это ответ получателя оферты. Существуют строгие определения сроков акцепта, однако, они должны прописываться в самой оферте. В противном случае, получатель имеет право не отвечать на неинтересное предложение. Если же сроки определены, но акцепт запоздал, для получателя создается одна проблема – оферта признается недействительной, а вместе с тем пропадает возможность заключить выгодную сделку. Заметим также, что законодательно разрешено подтверждение оферты с помощью конклюдентных действий, то есть определенных решений получателя оферты, которые могут трактоваться в качестве согласия на озвученные условия.
Чтобы правильно составить акцепт и верно оценить оферту, необходимо:
- Изучить содержание бумаги;
- Расписать все возникшие разногласия по сомнительным пунктам;
- Вернуть копию договора оферты со своим четко сформулированным решением.
Вы вольны выдвинуть встречные условия, но учтите, что юридически это уже не акцепт – а новая оферта. И, следовательно, вы будете выступать не в роле ответчика, а как непосредственно заинтересованное лицо. Отсутствие ответа в таком случае говорит о том, что бумага не дошла, а отправитель не может рассчитывать на акцепт. Единственное, чего стоит бояться при работе с офертой – это игнорирования акцепта. Смоделируем простую ситуацию: компания А предлагает фирме B услуги по транспортировке производимых товаров. Отправляется оферта, вслед за которой, но уже фирмой B, выдвигается акцепт. Формально, сотрудничество заключено. И если в течение установленного срока не будут оказаны обговоренные услуги, фирма B вправе требовать со своего партнера компенсацию убытков. Последние могут возникнуть в ходе расфасовки, подготовки изделий к транспортировке. Так что крайне важно вовремя оказывать обговоренные услуги.
В остальном же, оферта – это отличное решение для подготовки к заключению серьезных договоров. Подобным инструментом пользуются как начинающие, так и монолитные кампании с серьезными капиталами. Мы также не сомневаемся, что доскональное понимание термина оферты поможет вам выйти на новые карьерные вершины. Так что внимательно перечитайте вышеприведенный материал и используйте оферту с умом. Спасибо за внимание. Желаем удачи!